Социально-педагогическая и
психологическая служба (СППС)
Цель деятельности СППС: Создание оптимальных условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического, физического и нравственно-духовного формирования и развития личности учащихся в школе, семье и социуме на каждом возрастном этапе.
Задачи:
- Содействовать совершенствованию работы по выявлению семейного неблагополучия, оздоровлению семьи, повышению эффективности работы по профилактике неблагополучия в семьях во взаимодействии с субъектами профилактики.
- Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащихся в школе, семье, окружающей среде путём посредничества и координации взаимодействия педагогов, родителей, социальных и психологических служб, представителей административных органов.
- Содействовать процессу социального становления, развитию индивидуальных способностей и интересов учащихся, способствующих формированию и становлению личности, её адаптации в учреждении образования.
- Систематизировать работу по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
- Проводить профилактику асоциального поведения, пропаганду здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения среди учащихся.
- Способствовать повышению психологической и правовой культуры учащихся.
- Проводить консультативно-просветительскую работу среди учащихся, педагогов, родителей, а также их методическая поддержка.
Направления деятельности:
- Профилактическая работа;
- Просветительская работа;
- Консультирование;
- Диагностическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Работа по защите прав и законных интересов детей;
- Методическая работа.
План работы
социально-педагогической и психологической службы
на 2022/2023 учебный год
Цель: Содействие в создании условий для полноценного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения личности учащихся в учреждении образования, семье и социуме.
Задачи:
1.Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, вовлечение учащихся в творческую и социально значимую деятельность.
2. Выявление и предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей, профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений учащихся, пропаганда здорового образа жизни;
3.Повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса.
Основные направления работы.
1. Профилактическое направление.
Цель: Развитие психолого – педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно – воспитательного процесса.
2. Информационно-просветительская работа.
3. Консультативное направление.
Цель: Оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.
4. Диагностическое направление.
Цель: Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определение сильных сторон личности, её резервных возможностей, раннего выявления профессиональных и познавательных интересов.
5. Коррекционно-развивающее направление.
Цель: Создание условий для коррекционно – развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.
6. Работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних
Виды деятельности |
Работа с учащимися |
Работа с родителями учащихся |
Работа с педагогическим коллективом |
Профилактическая работа |
Контроль за посещаемостью занятий учащимися (педагог. соц.) – в течение года Проведение профилактических бесед с учащимися по мере необходимости (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Проведение рейда «Подросток» (педагог психолог, педагог социальный) – в течение года Проведение мероприятий по профилактике табакокурения– (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Проведение мероприятий по профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Организация индивидуальных (групповых) коррекционно-развивающих занятий с учащимися девиантного поведения на выработку адекватной самооценки, развитие самоанализа (по результатам диагностики) – январь (педагог-психолог) Цикл психопрофилактических релаксационных занятий «Путь к успеху» и консультаций для учащихся выпускных экзаменов в период экзаменов – май (педагог-психолог) |
Проведение профилактических бесед с семьями, состоящими на различных видах учета (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Советы для родителей «Как наладить диалог родителей с несовершенно-летними» (педагог-психолог, педагог социальный) – сентябрь Посещение на дому родителей учащихся (педагог-психолог, педагог социальный) – сентябрь, по мере необходимости Проведение рейда «Семья» (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Работа по плану Месячника профилактики суицидального поведения. Реклама телефонов доверия. (педагог-психолог, педагог социальный) – сентябрь-октябрь Проведение лекционных занятий в рамках родительского университета «Успешные родители» педагог-психолог, педагог социальный – в течение года Проведение мероприятий по профилактике табакокурения– (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Проведение мероприятий по профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года |
Проведение заседаний совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Посещение учебных занятий с целью выявления социально-педагогических проблем (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Участие в смотровой комиссии при Поболовском сельском исполнительном комитете (педагог социальный) – два раза в месяц. Работа по плану Месячника профилактики суицидального поведения. Реклама телефонов доверия. (педагог-психолог, соц. педагог) – сентябрь-октябрь Проведение мероприятий по профилактике табакокурения (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Проведение мероприятий по профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года |
Информационно-просветительская работа |
Круглый стол для подростков «Пропаганда безопасного и здорового образа жизни» - ноябрь (педагог социальный, педагог-психолог) Беседа с учащимися «Знаешь ли ты закон?» – декабрь педагог социальный Занятие по половому воспитанию «Заболевания, передающиеся половым путем»– январь педагог социальный Неделя профориентации (по отдельному плану) – декабрь, март, апрель, май (педагог-психолог) Экскурсии в ПТУЗы, ВУЗы, ССУЗы, посещения Дней открытых дверей. – в течение года (педагог-психолог, педагог социальный) |
Выступление на родительских собраниях специалистов СППС по вопросам воспитания несовершеннолетних (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни (участие в воспитательных мероприятиях) – в течение года (кл. рук., педагог-психолог, педагог социальный) |
Выступление специалистов СППС на школьных МО классных руководителей – в течение года |
Консультирование |
Индивидуальные консультации по запросу (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Консультация «Скажем нет курению» (педагог социальный) – декабрь Проведение консультаций в рамках шестого школьного дня (согласно отдельному плану) (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Рекомендации учащимся на тему: «Стресс». – в течение года (педагог-психолог) Консультирование учащихся 9,11 классов «Психологическая подготовка учащихся к сдаче школьных экзаменов» - май (педагог-психолог) |
-Индивидуальные консультации по запросу (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Консультирование родителей по вопросам правовой ответственности несовершеннолетних за употребление спиртных напитков (педагог социальный) - сентябрь Консультация по итогам изучения уровня адаптации 1, 5 классов – ноябрь (педагог-психолог ) Индивидуальное консультирование и методическая помощь родителям ребенка с ОПФР. Беседа с родителями - «Взаимодействие и общение ребенка с матерью» - октябрь (педагог-психолог) |
Индивидуальные консультации для педагогов по проблемам связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуализирован-ного подхода к ним (педагог – психолог) – по мере необходимости Консультация «Подросток и социум. Правовая основа организации работы с семьей» (педагог социальный) – ноябрь Консультация по итогам изучения уровня адаптации 1, 5 классов – ноябрь (педагог-психолог ) Групповая консультация для педагогов: «Советы психолога при подготовке к экзаменам» - май (педагог-психолог) Оказание консультационной помощи в заполнении социально-педагогических характеристик классов (педагог социальный)- сентябрь |
Диагностическая работа |
Адаптация 1,5 классов и вновь прибывших учащихся – сентябрь, май (педагог-психолог) Составление социально-педагогической характеристики классов, учреждения образования – сентябрь (педагог социальный) Составление списков различных категорий семей (педагог. соц.) – сентябрь Месячник предупреждения суицидального поведения (по отдельному плану) – сентябрь-октябрь (педагог-психолог) Социометрия (выявление лидеров и непринятых детей в коллктиве) – октябрь (педагог-психолог) Выявление высокомотивированных детей, изучение их психологических особенностей – ноябрь-декабрь (педагог-психолог) Изучение межличностных отношений в ученическом коллективе 5-го класса – октябрь (педагог-психолог) Профориентационная работа с учащимися 8-9 классах: проведение профконсультаций, профориентационные занятия, игры и упражнения – март - май (педагог-психолог) Выявление и коррекция проблем в общении у учащихся – декабрь (2-4кл.), март (5-7 кл.) (педагог-психолог) Анкетирование учащихся 7-11 классов по проблеме ВИЧ – декабрь (соц. педагог) Диагностичекий мероприятия по выявлению подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий. Психосоциальное анкетировнаие. –октябрь, май (педагог-психолог) Вторичная диагностика дезадаптированных учащихся (1, 5 классов) – февраль (педагог-психолог) Исследование уровня предэкзаменационной тревожности в выпускных классах. – апрель (педагог-психолог) Межличностные отношения (психологический климат в колллктиве/семье ОПФР, СОП) –ноябрь, апрель (педагог психолог) Изучение уровня воспитанности учащихся 1 класса – январь (педагог психолог) Меропритятия-тренинги «Разрешение конфликтных ситуаций» - сентябрь, март (педагог психолог) |
Выявление семейного неблагополучия через посещения на дому (совместно с классными руководителями) (педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители 1-11 классов) – в течение года |
Консультирование классных руководителей и педагогов 1,5 классов по результатам диагностического минимума изучение уровня адаптации учащихся – октябрь, ноябрь (педагог-психолог) |
Коррекционно-развивающая работа |
Вовлечение учащихся, состоящих на различных видах учета в объединения по интересам (педагог-психолог, педагог социальный) – сентябрь Вовлечение учащихся ОПФР в объединения по интересам, факультативы (педагог-психолог, педагог социальный) – сентябрь Проведение профилактических бесед с учащимися (по мере необходимости) (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Овладение навыками адаптации учащихся с ОПФР к социуму. Весёлые перемены «Игры на сплочение коллектива» - январь (педагог-психолог) Советы психолога «Секреты успешной учебы» - декабрь (педагог-психолог) Профилактика уровня тревожности: коррекционно-развивающее занятие с одаренными учащимися – в течение года (педагог-психолог) Проведение корекционно-развивающих занятий для учащихся 9, 11 классов «Реализуй себя» по повышению стрессоустойчивости. – апрель-май (педагог-психолог) Профилактика уровня тревожности: коррекционно-развивающее занятие с учащимися ОПФР– в течение года (педагог-психолог) |
Проведение консультаций для родителей, испытывающих затруднения ребенка с в социализации (по запросу родителей) (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года |
Разработка рекомендаций классным руководителям по раннему выявлению неблагополучия в семье – ноябрь (педагог социальный) |
Работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних |
-Обращение в установленном порядке с запросами в различные учреждения, организации по вопросам защиты прав и законных интересов учащихся – (педагог социальный) – по мере необходимости |
Выработка методических рекомендаций «Правовые основы семейного воспитания» (педагог социальный) – октябрь Индивидуальная беседа с родителями с ОПФР «Общение с ребёнком в домашних условиях» - март Беседа «Педагогический такт родителей» - апрель (педагог-психолог) |
Оказание информационно-педагогической помощи по вопросам защиты прав и законных интересов учащихся (педагог социальный)- по мере необходимости |
Организационно- методическая деятельность |
Подготовка диагностического инструментария для проведения диагностик с учащимися (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Размещение информации на сайте учреждения образования о проводимой работе (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Организация встреч учащихся с работником Поболовской АОП, инспектором ИДН, другими службами и ведомствами (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года |
Оказание методической помощи родителям по вопросам воспитания детей (в рамках проведения консультаций, работы лектория, бесед, родительских собраний) - (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Разработка памяток для родителей по проблемам воспитания, анкет для родителей (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Размещение информации на сайте учреждения образования о проводимой работе (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года |
Индивидуальные консультации для классных руководителей 8-11 классов «Помощь школьникам в их профессиональном самоопределении» - апрель (педагог-психолог) Участие в районных методических объединениях специалистов СППС – в течение года Пополнение методической копилки специалистами СППС – в течение года Подготовка материалов для проведения мероприятий. Работа с документацией Оформление стендов (СППС) – в течение года Подбор методической литературы для классных руководителей по профилактической работе с учащимися (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года Участие в совещаниях при директоре, педагогических советах (педагог-психолог, педагог социальный) – в течение года |