Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации учителя-дефектолога

Дата: 16 февраля 2021 в 10:01, Обновлено 16 февраля 2021 в 10:08
Автор: Стах И. А.

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает влияние на:

· развитие речи

· развитие внимания и памяти

· развитие мышления

· развитие координации движения

· овладение ребенком навыком письма

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

· Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

· Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие школьников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

· Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

· Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
· Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
· Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков,
совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

· Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
· Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
· Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
· Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян
тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

· Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
· Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков –
чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему,
что умеете сами!

· Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например,
гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие
осязания, мелких движений пальчиков рук.

· Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

  • Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
  • Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
  • Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
  • Составление рассказов по одной сюжетной картине
  • Составление рассказов по памяти
  • Составление рассказов по символам.
  • Составление рассказов по схемам.
  • Составление рассказов по натуральным предметам.
  • Составление рассказов по предметным картинкам.
  • Составление рассказов по заданным словам.

Ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят
пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
Чтобы дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и старательности от малыша, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребёнком их положительные и отрицательные стороны.
Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.
Составление рассказов по наблюдаемым действиям
Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:

  • Мы покупаем щенка
  • Прогулка в парк
  • Мы в зоопарке
  • Поход в театр

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.
Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.
ДРАЧУНЫ
В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.
Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы можно решить по-доброму, по-хорошему
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам
ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ
Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.
Составление рассказов по прослушанному тексту и картине
Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы.
Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.
ДВЕ УЛИТКИ
Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под деревом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»
Где сидели улитки?
Почему они испугались оленя?
Как они спрятались от оленя?
Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?
Куда исчез олень?
Почему улитки не видели, как олень ушёл?
Что сказала одна улитка?
Что ответила вторая?
Олень на самом деле испугался улиток?
Что смешного в этом рассказе?
Составление рассказов по одной сюжетной картине
Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам.
СЮРПРИЗ
Откуда идут мальчики?
Что у них за плечами?
Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?
Какая погода на улице?
Что случится с мороженым в тёплом месте?
Что такое «сюрприз»?
Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?
Составление рассказов по памяти
Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.
Составление рассказов по символам
Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки.
Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-символы. По ним повторить рассказы целиком.
ДАША-ДОКТОР
Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но дедушка почему-то пошёл к настоящему доктору.
Составление рассказов по схемам
Вместе с мамой рассмотреть б—8 предметов её одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!
Составление рассказов по натуральным предметам
Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.
Придумать и пересказать их разговор, если:

  • игрушки жалуются друг другу на своего хозяина
  • игрушки обсуждают своё путешествие по квартире
  • игрушки хотят вернуться в магазин
  • игрушки очень довольны своим хозяином

Составление рассказов по предметным картинкам
Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забавную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого записать твоё произведение
Составление рассказов по заданным словам
Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

  • Рубка леса
  • Снегопад
  • Путешествие
  • Просмотр телевизионных передач
  • Солнечный загар
  • Долгий сон
  • Ремонт в квартире

Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

  • Как Дениска испугался своего отражения
  • Как Лена первый раз пришла в детский сад
  • Как Миша капризничал в магазине игрушек
  • Как Серёжа спас котёнка
  • Как Наташа помогла соседке
  • Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу

Игры, способствующие формированию фонематического анализа у детей  старшего дошкольного возраста.

  •  «Сигнальщики»

Цель: развивать умение выделять звук на фоне слова.

Оборудование: карточки синего, зелёного или красного цвета в зависимости от выделяемого звука.

Вариант 1.

Описание. Ведущий называет слово, интонируя звуки, ребёнок «сигналит» карточкой, если в данном слове есть требуемый звук.

  •  «Найди картинку
  • Цель: развивать умение определять на слух наличие заданного (гласного, согласного) звука в слове.

Вариант 1.

Оборудование: карточка с предметными картинками, цветные карандаши.

Ребёнку предлагается выбрать из ряда картинок, только те в названии, которых имеется заданный звук.  Наличие звука обозначается графически.

  •  «Звуковое лото»

Цель: развивать умение выделять звук на фоне слова.

Оборудование: карточки с игровым полем с 6, 9, 12 картинками, фишки красного, синего, зелёного цветов, карточки с буквами.

Описание. Детям предлагаются карточки с 6 картинками. Ведущий называет звук, дети определяют наличие звука в названии картинки и закрывают картинку фишкой нужного цвета, в зависимости от звука. «Магазин»

Цель: развивать умение находить слово с заданным звуком, соотносить звук с буквой.

Оборудование: предметные картинки- товары, «монетки» с буквами.

Ход игры: учитель-продавец, ученики- покупатели. На «прилавке магазина» лежат «товары» - предметные картинки. У учеников - монеты-буквы. Ученик может «купить» товар, если в данном слове есть звук, обозначенный соответствующей буквой. Выигрывает тот, кто быстрее потратит «деньги»

  •  «Разложи на группы»

Цель: развивать умение выделять первый звук в слове.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Описание. Ведущий  раскладывает картинки на столе, называет их. Ребёнок  должен разложить картинки на несколько групп по начальному звуку.

  • «Составь слово»

Цель: развивать умение определять первый согласный, гласный звук в слове, синтезировать выделенные звуки в слово.

Оборудование: ряд из 3, 4, 5 предметных картинок

Описание. Детям предлагается выделить первые звуки в названиях предметных картинок. Охарактеризовать звук, обозначить соответствующей фишкой и составить из данных звуков новое слово.

  • «Цепочка слов»

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Ведущий выставляет первую предметную картинку. Дети подбирают следующую предметную картинку в названии которой первым звуком будет последний звук предыдущего слова. Игра проводится в парах и коллективно.

«Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи

 в формировании правильной речи ребенка»

Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.

Важно развивать все стороны речи:

- Фонетическую (правильное произношение);

- Грамматическую;

- Связную речь

Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.

В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.

Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.

  1. Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.

Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:

А – апельсин, ананас, абрикос и т.д.;

Б – борщ, булка, бутерброд и т.д.

Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.

  1. Игра по дороге в детский сад «Я заметил…» - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.

Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический, небольшого размера…»

  1. Игра в свободные минуты – игровое упражнение на совершенствование слоговой структуры слов.

Инструкция: «Слоги в наших словах перепутались. Помоги им распутаться!»

Например: СЫ-БУ (БУСЫ), КА-СУМ (СУМКА), КА-СО-БА (СОБАКА).

  1. Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.

Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу!

Речевое развитие ребёнка.

На что обратить внимание родителям?

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

 Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

 

И ещё кое-что….

u   Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

u   Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

u   Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

u   Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

u   Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

 Советы логопеда

1. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты,  непременно объясните.

2. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка,  указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны,  не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить.

4. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.